ElenaJakovlevna M-k (elenajakovlevna) wrote,
ElenaJakovlevna M-k
elenajakovlevna

Categories:

«Портреты кисти Шаляпина»

С благодарностью делаю перепост Bo4kaMeda.



Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Марии Викентьевны Шаляпиной-Карпиловской 1935
Бумага, акварель, пастель




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Марины Цветаевой 1933




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Автопортрет

Шаляпин Борис Фёдорович (1904-1979) — русский художник, скульптор. Сын Фёдора Ивановича Шаляпина. По началу учился в академической мастерской у В. Шухаева в Петрограде. Потом в Москве в «Государственных свободных художественных мастерских» у Д. Кардовского, А. Архипова, Ф. И. Захарова. И на скульптурном отделении ВХУТЕМАСа у С. Конёнкова. Затем в Парижской Академии у Ш. Герена. И уж напоследок в мастерских К. Коровина и Д. Степанова. Жил и работал в Париже, в Америке.



Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет отца Федора Ивановича Шаляпина. 1934

В 1922 году Фёдор Иванович Шаляпин, величайший русский оперный бас, эмигрировал во Францию. Его сопровождали девять из десяти его детей. Певец прожил остаток своих дней в Париже, «столице» первой волны русской эмиграции, а его дети жили в странах Европы, в США.

Наследники великого певца адаптировались в культуре принявших их стран, но сохранили прочные связи с российскими общинами в Америке и Европе. Дети Шаляпина стали активной частью субкультуры знаменитых русских художников и артистов, составлявших шаляпинское окружение. Поэтому неудивительно, что старшие дети певца выбрали творческие профессии.


Федор Иванович Шаляпин с сыном Борисом

Среди детей Шаляпина именно Борис Фёдорович, ставший известным художником, имел самый значительный и устойчивый успех. Он известен в первую очередь как автор обложек журнала Time, который оформлял с 1942 по 1970 годы. Выполненные художником обложки издания отражают его прекрасную способность интегрироваться в американскую культуру. Известный как «мистер Тайм», Борис Шаляпин легко освоил стиль журнала, всего за каких-нибудь семь часов создавал в номер портреты героев «горящих» новостей.

Хотя Шаляпин нарисовал более чем 530 обложек для Time, и 413 из них были опубликованы, он никогда не воспринимал себя исключительно как иллюстратора. В добавление к «коммерческой работе», как Борис Фёдорович называл свою иллюстративную деятельность, он писал не только портреты по частным заказам, но сотни «прелестных» картин и рисунков «для себя».


Федор Иванович Шаляпин и Борис Федорович Шаляпин на фоне портрета кисти Б. Ф. Шаляпина

Необыкновенно продуктивный художник с самыми разнообразными интересами, он ваял скульптуры, рисовал ню, создавал портреты, карикатуры, а также пейзажи России, Франции, Швейцарии, Израиля, американских Коннектикута и Нью-Мехико. Результатом любви Бориса Шаляпина к американским Национальным паркам, где он обычно проводил летний отпуск, стала повторяющаяся на полотнах тема просторов американского Запада. Другие работы Бориса Фёдоровича раскрывают темы самоидентификации себя как русского, как эмигранта во Франции, как сына Фёдора Шаляпина или как художника, выросшего в среде других художников. Живописец выражал ностальгию по России своей юности – например, в изображениях «троек», цыган, волков и крестьян.


Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Танцующий медведь 1930
бумага уголь, акрил
31 х 46

Но основной шаляпинский жанр – портрет. Художник хотел «воссоздать портрет в современной живописи»; он рисовал почти всех, кого хорошо знал; создал несколько дюжин набросков и рисунков членов семьи и друзей. Герои портретов – самые разные люди: от маленькой дочери до кинозвёзд и императрицы Ирана. Хотя Борис Шаляпин стал известен как художник богатых и знаменитых, те богачи и знаменитости, которых он изображал, были часто актёрами и музыкантами, многие из них – русскими эмигрантами.


Portrait of Katherine DeMille Quinn, wife of Anthony Quinn, and daughter of Cecil B. DeMille, 1943
graphite on paper
39 x 32,5 cm

Борис Шаляпин, третий ребенок Фёдора Ивановича, родился в Москве 22 сентября 1904 года. Его матерью была итальянская балерина Иола Торнаги, первая жена певца. Раннее художественное обучение Бориса было основано на принципах реалистической живописи. Начиная с 1919 года, Шаляпин учился живописи у В. Шухаева в Петрограде и в Москве – у А. Архипова и Д. Кардовского.


Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет матери Илоны Игнатьевны Шаляпиной-Торнаги 1934

В 1922 году, когда отец Бориса эмигрировал во Францию, молодой человек остался с матерью в Москве и в 1923 году был принят на скульптурное отделение ВХУТЕМАСа, где встретил скульптора С. Коненкова, ставшего его наставником.


Борис Шаляпин рисует Сергея Конёнкова
1960-е

Хотя молодому Шаляпину нравилась скульптура, он всё-таки предпочитал живопись и несколько раз безрезультатно подавал прошение перевести его на отделение живописи. Спустя два года обучения, в 1925, Шаляпин уезжает во Францию, чтобы начать карьеру художника. Именно в Париже он развил свои выдающиеся способности точно и мгновенно схватывать детали натуры. Борис учился в маленькой студии на Монмартре под руководством К. А. Коровина и Р. К. Степанова, а также в Académie Colarossi, где интенсивное обучение рисованию состояло по большей части из создаваемой день за днём череды быстрых пятиминутных зарисовок обнажённой модели.


Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет отца 1932

Отец помогал молодому художнику, купив для него студию и организовав его первую персональную выставку в 1928 году в Royal Opera House, Covent Garden, в Лондоне: посетители концертов Фёдора Шаляпина могли посмотреть в фойе работы его сына.




Множество театральных портретов Бориса Шаляпина были вдохновлены оперными образами отца; среди самых знаменитых набросков – Фёдор Иванович в роли Бориса Годунова (1930, 1931, 1932, 1950) и Дон Кихота (1932), а также в ролях Мельника из «Русалки» (1931, 1932), князя Галицкого из «Князя Игоря» (1930) и Дона Базилио из «Севильского цирюльника» (1933).


Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Ф. Шаляпин в роли Ерёмки в опере А. Серова «Вражья сила». 1932 год

Хотя Борис Шаляпин получил золотую медаль за живопись в стиле ню на выставке в Париже в 1934 году, на следующий год он уехал в Нью-Йорк: художник надеялся, что американцы с бóльшим почтением, нежели французы, отнесутся к его реалистической манере. Многие ранние работы Бориса Шаляпина в США – это музыкальные или театральные портреты деятелей русской эмиграции (в том числе, портреты Михаила Чехова, Владимира Соколова, Сергея Кусевицкого и Сергея Рахманинова).


Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Рахманинова, 1929

Самой известной «американской работой» Шаляпина стала серия балетных портретов, сделанная художником в 1940-1941, когда в Нью-Йорке выступали Ballet Russe de Monte Carlo и Colonel de Basil’s Ballet Russe, в тот короткий период, когда обе труппы представлял один импресарио – Сол Юрок. Среди сорока шаляпинских изображений танцоров этих и других балетных трупп – портреты Джорджа Баланчина, Ирины Бароновой, Колонеля де Базиля, Лючии Чейс, Антона Долина, Михаила Фокина, Алисии Марковой, Бронислава Нижинского, Татьяны Рябушинской и Тамары Тумановой.



Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
01. Портрет балерины русского балета Монте-Карло Н. Вершининой 1941
02. Портрет Н. Бессмертновой 1966

После 1942 года, когда Шаляпин сделал первую обложку для журнала Time, слава художника как создателя «лица» этого издания, в сочетании с его экстравертной натурой, быстро создали вокруг него широкий круг новых знакомых, которых он стал рисовать.
Искусствовед О. Рожнова описывает портреты, написанные Борисом Шаляпиным, как изображение «своеобразия творческих индивидуальностей, неповторимости обликов людей искусства, запечатленных в момент общения с художником или погруженных в размышления».



Остаток своей жизни Борис Фёдорович провел в Нью-Йорке и в штате Коннектикут. Впервые он посетил Москву в 1960 году – в рамках программы по советско-американскому культурному обмену. В 1975 году художник был весьма тронут тем, что его персональная выставка в Москве оказалась очень популярной: очередь из желающих её посетить растянулась на целый квартал. Ни его желание перевезти останки отца из Парижа в Москву, ни его стремление открыть в столице Музей Ф. И. Шаляпина не были осуществлены при жизни. Борис Фёдорович скончался в 1979 году от неожиданного для всех, скоротечного рака.


Борис Шаляпин в Москве 1960–е




Борис Шаляпин и советский рабочий, 1960–е годы, Москва





Спустя пять лет, в 1984 году, останки Фёдора Шаляпина были перевезены в Москву, а Музей Шаляпина открылся в бывшем семейном особняке в 1988. Потомки Бориса Фёдоровича способствовали тому, чтобы имя живописца осталось в истории культуры. Основная часть работ из архива Б. Шаляпина была подарена Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина в Москве, отдельные работы переданы Национальной портретной галерее в Вашингтоне и Бахметевскому архиву при Колумбийском университете.

Текст: Дассия Познер, внучатая племянница Б. Ф. Шаляпина
Northwestern University




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Федора Шаляпина в сценическом костюме, 1941
холст, масло
68,7 x 56 см




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Федора Шаляпина 1934
Холст, масло
91,4 x 71
Частная коллекция



Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Двойной портрет Федора Шаляпина 1929
31.5 × 46 см




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет отца, артиста Федора Шаляпина, 1931



Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Ф. Шаляпина в роли Дон Кихота




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Ф. Шаляпин в роли Ивана Грозного




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Сергея Рахманинова. 1940

Б. Ф. Шаляпин
Как я писал портрет
Сергея Васильевича Рахманинова


Портрет с Рахманинова был написан мною в 1940 году в июле месяце в Long Island (в переводе на русский язык значит: Длинный остров) около Нью-Йорка в местечке Хантингтон, расположенном на берегу Атлантического океана, где Сергей Васильевич со своей семьёй снимал дом на летние месяцы.

Ввиду того, что Сергей Васильевич всю жизнь каждый день всегда работал с утра до завтрака и после завтрака ещё часов до пяти вечера и другого времени для позирования оставалось мало, я решил писать его во время работы.

Тогда он работал над «Симфоническими танцами».

Голову и всё остальное я писал в то время, когда Сергей Васильевич практиковался на рояле. Только руки пришлось подержать для меня специально, так как они находились, конечно, всё время в движении.

Сергей Васильевич начинал свои упражнения очень медленно, и казалось, что он играет одним пальцем. Потом упражнения усложнялись, ускорялись и, наконец, переходили в быстро рассыпающийся бисер звуков по всей длине клавиатуры, задерживаясь то на басах, то в середине, то на верхах или скользя сверху вниз и снизу вверх в непрерывных разных гаммах. Затем после упражнений он выбирал какую-нибудь из вещей вообще, часто из своих произведений, над которыми работал, и продолжал совсем почти без остановки практиковаться, играя их то медленно, то быстро. Иногда проигрывал одни и те же такты раз по десять или больше.

Однажды, когда мы так работали — Сергей Васильевич у рояля, а я у холста, — вдруг он остановился и сказал:

— Боря! Вот я вам сейчас проиграю одну польку в двух разных аранжировках, а вы мне скажите, какая вам больше нравится. Ну, слушайте — вот первая.

— Слушаю, — говорю.

Сыграл первую.

— А вот вторая.

Сыгравши вторую, он пристально на меня посмотрел и спросил:

— Ну, Боря, какая же вам больше нравится?

Я говорю:

— Сергей Васильевич! Я, может быть, ничего не понимаю и как-то боюсь вам ответить.

— Ничего, скажите, всё равно.

— Первая, — говорю.

А сам думаю: «Ну, попался, пропал», — и говорю тихим голосом:

— Мне кажется, Сергей Васильевич, что вторая аранжировка усложнена и перегружена разными украшениями, и поэтому, мне кажется, теряется сама суть мелодии и характер вещи, — а сам опять думаю: «Боже мой, боже мой, что же это я наговорил, да ещё и самому Рахманинову. Лучше было бы мне как-нибудь уклониться от этого ответа вообще». [Bнимaниe! Этoт тeкcт с cайтa sеnаr.ru]

— Верно, Боря, — говорит Сергей Васильевич.

— Сергей Васильевич! А почему вы меня спросили об этом?

— А видите ли, Боря, эту польку сочинил мой отец, и первое, что я вам играл, есть оригинальная версия этой польки, а вторая — аранжировка — это уже моя переделка. Да! Оригинальное произведение, если оно хорошо сделано, то добавлять к нему — нечего. Иначе вот и получается то, что вы сказали.

Внутренне я был весьма горд, и мне было очень приятно, что дал правильный ответ и что Сергей Васильевич доверил мне этот вопрос.

Сеанс закончился, и мы пошли завтракать.

На десятый день портрет был закончен. Сергею Васильевичу он очень понравился, и по этому случаю он пожелал сняться вместе со мной и портретом. Эта фотография у меня имеется с его надписью, и я ею очень дорожу.
Нью-Йорк
11 января 1946 г.
© http://senar.ru/memoirs/Shalyapin-B/#1


Сергей Рахманинов и Борис Шаляпин




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Ирины Рахманиновой, дочери Сергея Рахманинова 1930




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Ирина Рахманинова в лодке




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Софья Волконская (внучка С. Рахманинова)




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Ольги Спесивцевой 1932




Portrait of Olga Spesivtseva
"Giselle", Grand Opéra, Paris, 1932
Watercolor and pencil on paper





Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Слева: Ольга Спесивцева 1934
Справа: Портрет дамы; холст, масло; 91 x 73




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет элегантной дамы
Бумага, карандаш, акварель
Подписано и датировано 1972 годом




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет светской дамы 1935
Холст, масло
91,5 х 77 см




Portrait of Mia Slavenska by Boris Chaliapin




Portrait of Madame Elena Balieff, 1937
oil on canvas
63 x 52 cm




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет актрисы Марии Фьори




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет Ирины Фёдоровны Шаляпиной-Бакшеевой.
Париж, 1932




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Ирина Борисовна Шаляпина в детстве





Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Слева: Портрет Хельчи, 1934 (Портрет жены)
Справа: Женский портрет, 1941




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Хелен Шаляпина 1939





Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Слева: Летний обед (портрет жены художника); холст, масло; 119,4 x 83,8 см
Справа: Художница Мария Джанис 1964, Нью Йорк; холст, масло; 183 х 99 см




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Отдых на терассе. Портрет Хелен Шаляпиной. 1930




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Портрет мужчины 1936
бумага, акварель
12 х 8,5 дюймов




Course de Troïka, 1932
ink wash 26 x 41 cm




Farmhouse exterior, 1933
oil on board
43,2 x 81,3 cm




Night club interior with woman leaning on piano
oil on canvas
61 x 91,4 cm




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Константин Коровин в гостях у Шаляпиных 1930




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Извозчик
холст, масло
55,5 x 46,5 cm




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Сабинянка
холст, масло
43 x 43 см




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Женщина и лебедь, 1973
холст, масло
40,6 x 40,6 см



Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Модель в черных чулках, 1939
холст, масло
61 x 39 см




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Лежащая обнаженная 1928
97 х 129.5
доска, масло
Частная коллекция




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Лежащая обнаженная




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Стоящая обнаженная 1929
116.5 х 81
доска, масло
Частная коллекция




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Лежащая обнаженная, 1959
холст, масло
30,5 х 99,5 см




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Лежащая Обнаженная
Париж, 1931




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Незавершенной картина




Portrait of Actor Leonid Kinskey 1969
Pencil on paper




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Актриса Лилия Кедрова, Нью Йорк 1935
масло, холст, картон
50 х 40.5 см




Эскиз костюма для фильма Мишель Строгов
карандаш и акварель на бумаге
29,5 х 25 см




Эскиз костюма
акварель на бумаге




Эскиз костюма
акварель на бумаге




Эскиз костюма
акварель на бумаге




Эскизы костюмов
бумага, акварель





Слева: Портрет А. С. Пушкина, нарисованный 8 летним Борисом
Справа: Портрет С. П. Дягилева, 1910




Эскиз к опере Рубинштейна "Демон". Дворец. 1930 — 1934




Эскиз к опере Рубинштейна "Демон". Келья. 1930 — 1934




Эскиз к опере А. Г. Рубинштейна «Демон». 1930 — 1934




Эскиз к опере А. Г. Рубинштейна «Демон». Монастырь, 1930 — 1934




«Художник Борис Шаляпин в своей студии». 1940
Картон, цветные карандаши
34 × 56 см




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Автопортрет




Шаляпин Борис Федорович [1904—1979]
Автопортрет
Национальная портретная галерея, Вашингтон



Ф. И. Шаляпин с сыном Борисом 1911




Ф. И. Шаляпин с сыновьями Борисом и Федором




Ф. И. Шаляпин с сыновьями Борисом и Федором, 1928




Ф. И. Шаляпин и его сын Б. Ф. Шаляпин у портрета артиста кисти Б. Ф. Шаляпина




Ф. И. Шаляпин и Б. Ф. Шаляпин перед портретом Ф. И. Шаляпина. Париж, 1923.




Борис Шаляпин с отцом Федором Шаляпиным и его второй женой Марией Петцольд. 1935




1973



1974




1973




Борис Шаляпин в своей студии




Студия Бориса Шаляпина




Борис Федорович за просмотром фотографий с сестрой Ириной




Слева: Москва, 1960 год. Борис Шаляпин за работой над портретом С. В. Михалкова
Справа: Борис Шаляпин и В. В. Почиталов в мастерской, 1960




Художник Борис Шаляпин (справа) в гостях у Сергея Конёнкова




Художник Борис Шаляпин и писатель Борис Филиппов (справа).







Иван Семёнович Козловский и Борис Федорович Шаляпин



Tags: «Портреты кисти Шаляпина»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments